15 июня 1984 года Советом Министров РСФСР была создана Государственная инспекция по маломерным судам Российской Федерации (ГИМС). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 года № 991, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года № 47 ГИМС России была передана из ведения МПР России в ведение МЧС России.
За 36 лет инспекторы ведомства приобрели солидный практический опыт и знания, которые помогают им решать самые сложные профессиональные задачи.
На работу в ГИМС принимаются люди со специальным морским образованием, офицеры военно-морского флота, у которых имеются необходимый опыт и образование, а на должности инспекторов по маломерным судам - выпускники юридических вузов.
Из истории…
60-70-е годы XX века были отмечены небывалым ростом частного туристического флота. И как следствие вверх поползла кривая аварийности и несчастных случаев на воде. Остро встал вопрос о создании соответствующей государственной структуры, которая занималась бы решением проблем, связанных с функционированием малого флота. Сначала такие же структуры стали создаваться в ряде городов, областей, краев и автономных республик - при органах исполнительной власти были образованы специальные комиссии, которые занимались регистрацией и техническим освидетельствованием катеров и моторных лодок. Однако, при этом отсутствовал единый подход к вопросам обеспечения безопасности эксплуатации малых плавсредств. В каждом регионе разрабатывались свои требования к таким судам, что вызвало недоумение их владельцев. Поэтому в 1972 году при Центральном совете ОСВОДа РСФСР была создана Главная навигационно-техническая инспекция по маломерному флоту со своими территориальными инспекциями. Она проделала большую работу по упорядочению контроля за плаванием маломерных судов. Но это была общественная организация, которая не имела необходимых полномочий и прав для наведения должного порядка на водоемах.
И в 1982 году Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по упорядочению пользования маломерными судами» и поручил правительствам союзных республик создать республиканские госинспекции по маломерным судам (ГИМС) с подчинением их органам государственного управления. Одновременно инспекторы ГИМС были наделены правом рассматривать дела об административных правонарушениях. Тем самым была заложена правовая основа деятельности ГИМС.
В Российской Федерации целых два года решали кому же передать новую структуру. Минречфлот РСФСР, Минрыбхоз РСФСР, МВД СССР, другие министерства и ведомства, которым предлагалось взять ее, категорически отказывались, либо выставляли неприемлемые условия. Наконец, в 1984 году тогдашний Председатель Совета Министров РСФСР В.И. Воротников принял волевое решение о подчиненности ГИМС Минжилкомхозу РСФСР, поскольку в этом ведомстве уже находилась спасательная служба на водах. И постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 1984 года № 259 была образована Государственная инспекция по маломерным судам Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР.
Большую роль в становлении ГИМС сыграл Герой Советского Союза, командир первых атомных подводных лодок, капитан 1-го ранга в отставке Голубев Дмитрий Николаевич. Благодаря высоким организаторским способностям ему удалось сплотить вокруг себя группу энергичных специалистов-единомышленников: таких как Антонов В.В., Пилюгин В.И., Романов В.В. и др. (В последствие Антонов Владимир Васильевич сменил на посту начальника ГУ ГИМС России, вышедшего на пенсию Голубева Дмитрия Николаевича). В короткие сроки были проведены организационные мероприятия, разработаны необходимые методические документы, проект Положения о ГИМС России, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР 13 февраля 1985 года № 65, а также внесены в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях статьи, в соответствии с которыми должностные лица ГИМС наделялись административными правами.
Руководство всей деятельностью ГИМС России осуществляло Главное управление, а в субъектах Федерации государственные инспекции по маломерным судам. В их состав входили инспекторские отделения и участки, спасательные станции и посты, маневренные поисковые группы, группы технического надзора, регистрационной и экзаменационной работы, патрульной службы, специальные пункты для проведения технических осмотров судов и другие подразделения.
Главное управление ГИМС России и территориальные инспекции имели статус юридического лица, гербовые печати, бюджетные и внебюджетные счета и самостоятельные балансы, имели вымпела и эмблемы ГИМС, а также знаки различия должностных лиц согласованные с Государственной герольдией при Президенте РФ и утверждены приказом Госкомэкологии России.
18 мая 1992 года, когда по постановлению Правительства России № 324 «О государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации» она была передана Министерству экологии и природных ресурсов, а после его реорганизации инспекция функционировала в ведении Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, затем - Государственного комитета по охране окружающей среды. Но в 2000 году этот госкомитет был упразднен и ГИМС России опять вернулось в ведение Министерства природных ресурсов.
В соответствии с Указом Президента России от 28 августа 2003 года № 991 «О совершенствовании государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 года № 47 «О государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации» ГИМС России (с численностью работников 8700 единиц) была передана в ведение МЧС России. Были образованы отделы ГИМС в составе территориальных Главных управлений и ФКУ «Центры ГИМС» как юридические лица.
В системе МЧС в течение нескольких лет была реализована программа развития ГИМС. Совершенствуются законодательные и нормативно - правовые акты, регламентирующие ее деятельность. Функционирует автоматизированная информационная система оперативного учета и контроля поднадзорных объектов и их владельцев (АИС ГИМС). Инспекторские подразделения ГИМС оснащены современными плавсредствами, техникой и оборудованием. Организованы обучение и повышение квалификации государственных инспекторов в учебных заведениях МЧС России. Налажено взаимодействие с органами местного самоуправления, внутренних дел, рыбоохраны и природоохраны, общественными организациями. Основные усилия ГИМС МЧС России направлены на выполнение главных задач:
осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их использованием;
обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.
Необходимо отметить, что результаты деятельности ГИМС по вопросам обеспечения безопасности на водных объектах с каждым годом улучшаются.
Поздравляем всех сотрудников ГИМС с праздником!
Добавить комментарий